Фокус молодёжного туризма смещается, в приоритете все чаще — содержательные маршруты и спокойная атмосфера. Яндекс Путешествия и Центр исследований малых городов изучили, где и как путешествуют молодые россияне, что влияет на выбор направления, жилья, а также насколько у них популярны поездки в малые города*. Исследование основано на результатах всероссийского опроса и данных сервиса о бронировании отелей и апартаментов летом 2025 года, в том числе пользователями 18-35 лет.

Как бронируют жильё
Выяснилось, что почти две трети (62,5%) респондентов бронируют проживание через онлайн-агрегаторы. 13,4% ищут варианты бронирования жилья через соцсети, 12,8% — следуют рекомендациям знакомых, а 11,3% привыкли находить ночлег на месте. При этом именно молодежная аудитория является ключевым драйвером роста бронирований через онлайн-агрегаторы: год от году она на 47% чаще пользуется этим инструментом.
При поиске места размещения молодые путешественники ориентируются на три ключевых фактора: цена (82,2%), удобства (64%), а также близость к центру города и основным достопримечательностям (36,7%).
29,1% обращают внимание на отзывы и рейтинг, 17,4% — ищут определённый формат (например, отель или квартиру), а для 15,5% важны уникальный интерьер и особая атмосфера.


Как выбирают место для отдыха
Выбирая, куда поехать, молодые путешественники действуют рационально: они изучают соцсети (62,7%), ищут информацию в поисковиках (62,1%), читают блоги и тревел-сайты (32,5%), прислушиваются к рекомендациям знакомых (31,3%) и следят за тем, что предлагают платформы и сервисы бронирования (30,9%). При этом эмоциональному решению (например, поехать куда-то из-за того, что город «завирусился» в соцсетях) подвержены лишь 13,4% опрошенных.


Топ-3 фактора, которые влияют на выбор локации, — это природа и пейзажи (71,4%), доступность и бюджет поездки (61,4%), архитектура и история (42,3%).
Интерес к малым городам
Три четверти (76,5%) молодых путешественников интересуются малыми городами: 30% опрошенных рассматривают такие локации в обязательном порядке, а 46,5% — если конкретное направление для них интересно. Причём тренд заметно усиливается год от года: в первой половине 2025-го молодые путешественники забронировали на 42% больше отелей и апартаментов в малых городах, чем за аналогичный период 2024-го. Самый частый сценарий посещения малых городов — короткие поездки на 1–2 дня.


Главные мотиваторы для подобных поездок — смена обстановки (59,4%), единение с природой (41,4%), приглашение друзей или родственников (37,5%), а также архитектура (35,4%). Кроме того, путешественники отправляются в малые города ради любопытного события или фестиваля (22,5%), чтобы узнать больше об истории города (21,7%) или посетить место, связанное с известным человеком (17,3%). Например, в Плёс едут, чтобы узнать больше о жизни Исаака Левитана, Ильи Репина и Фёдора Шаляпина, а в Мышкин — ради того, чтобы глубже понять Дмитрия Лихачёва.


Бюджет поездки


Подавляющее число участников опроса (78,2%) сообщили, что готовы потратить на поездку в малый город до 10 000 рублей в день — эта сумма предполагает все основные траты на одного человека: проживание, питание, транспорт, развлечения.
При оплате проживания 38,1% молодых туристов предпочитают частичную предоплату, 34,3% — оплату на месте по факту заселения. Примерно пятая часть (21,5%) опрошенных позитивно относится к полной предоплате, а 6,1% респондентов выбирает отложенную оплату частями.
Впечатления от путешествий


По словам опрошенных, в своих в соцсетях из путешествий молодёжь чаще всего делится видами природы (45,1%), снимками архитектуры (18,6%), необычных арт-объектов или мест (14,8%), а также фотографиями еды и интерьерами кафе (13,6%). Селфи или портреты постят 7,9%.


Для молодого поколения главным инструментом путешествия стал смартфон: в нем они ищут вдохновение, выбирают и бронируют жилье, ведут путевые заметки. При этом решение, где остановиться, принимается быстро и основывается на понятных критериях: доступная цена, базовые удобства и локация в шаговой доступности от точек притяжения. Но главное — молодёжь всё чаще ищет аутентичный и тихий отдых, реальные впечатления: не «красивую картинку», а ощущение места, к которому хочется вернуться.
Более подробные материалы исследования доступны по ссылке.
Иллюстрации доступны на Яндекс Диске.
*Малые города в данном контексте определяются как населенные пункты с официальным статусом города в Российской Федерации, где проживает менее 50 000 человек.
В основе исследования — опрос, посвящённый туристическим предпочтениям россиян в возрасте от 18 до 35 лет (репрезентативная выборка 1500 респондентов из разных городов России), а также анализ обезличенных данных первой половины 2025 года по бронированиям отелей, апартаментов и других средств размещения на сервисе Яндекс Путешествий в России, в том числе этой возрастной группой.
Центр исследований малых городов создан в городе Шуя Ивановской области и занимается анализом опыта и выработкой предложений по развитию малых городов.
Яндекс Путешествия помогают планировать поездки по России и миру. Здесь можно забронировать отель и апартаменты, найти билет на поезд, автобус или самолет. Сервис позволяет спланировать своё путешествие в одном месте. Каждый месяц Яндекс Путешествиями пользуются более 28 млн человек.


Источники:
Пресс-служба компании Яндекс
Виолетта Кримнуз
Telegram/WhatsApp +79250357206
Тел.: +7 495 739-70-00
Электронная почта: pr@yandex-team.ru
Пресс-служба Центра исследований малых городов
Электронная почта: goroda.malye@yandex.ru