Узнать, насколько успешна гостиница, а также определить область её возможностей отельерам помогают ключевые показатели эффективности (KPI). Однако не все они используются при принятии управленческих решений.

На какие метрики нужно обращать внимание в первую очередь, и как автоматизировать систему KPI для более глубокого анализа эффективности отеля, рассказал Алексей Пряслов, создатель программы для автоматизации управленческого учета в гостиницах HOMS, эксперт по консалтингу и инвестициям в индустрии гостеприимства.
KPI в отеле: значимость метрик
Ключевой показатель эффективности — это количественная мера прогресса в достижении цели. Роль KPI в отеле трудно переоценить поскольку в том числе и на основе них принимаются стратегические решения, такие как покупка отеля и масштабирование бизнеса.
Знание того, что означают KPI, как они рассчитываются и как влияют на общую картину эффективности работы гостиницы, помогает принимать более обоснованные решения. Какие метрики необходимо анализировать в первую очередь?
Главные метрики Департамента номеров
Одними из самых важных KPI в гостиничной индустрии являются загрузка, ADR и RevPAR. Данные KPI универсальны – у каждого отеля есть загрузка, ADR и RevPAR, поэтому их можно и даже нужно сравнивать с показателями конкурентов.
Почти всем операционным отделам необходимо знать загрузку, чтобы правильно планировать персонал, заказывать расходные материалы и прогнозировать потребности гостей. Менеджеры по доходам также используют загрузку, чтобы принимать обоснованные решения о ценообразовании на будущие даты. Найти показатель можно в PMS-системе отеля. Загрузка выражается в процентах и рассчитывается путем деления количества Проданных номеро-ночей за период (Rooms Sold) на количество Доступных номеро-ночей за период (Rooms Available).
Следующий важный показатель – средний суточный тариф, или ADR. Это средняя стоимость номера, проданного за одни сутки или другой период времени (неделю, месяц, квартал, год). Он необходим менеджерам по доходам, потому что отражает среднюю рыночную цену, которую гости готовы заплатить за проживание в отеле. Рассчитать ADR можно, разделив выручку номеров на количество проданных номеро-ночей за данный период, либо взять метрику в PMS системе.
RevPAR объединяет информацию о Загрузке и ADR. Также RevPAR отражает способность команды менеджеров отеля максимизировать и Загрузку, и ADR. Выручка на доступный номер, или RevPAR, рассчитывается путем деления Выручки Номеров на количество доступных номеро-ночей за данный период. Альтернативный расчет RevPAR выполняется путем умножения Загрузки на ADR. Если менеджеры сосредоточены только на одном из этих показателей, они упускают существенные возможности максимизировать выручку с помощью второго показателя, и отель в целом теряет.
Например, когда отдел продаж концентрируется на максимизации загрузки, и для достижения этой цели устанавливает низкие цены на номера, загрузка может достичь 92%, в то время как по плану составляет 65%. Но достигается это путем значительного снижения ADR, скажем, до 6 500 рублей в то время, как по плану стоимость проживания составляет 11 500 рублей.


При такой стратегии отель в среднем теряет на каждой доступной к продаже номеро-ночи 1 495 рублей.
Умножив это значение на количество доступных за месяц к продаже номеро-ночей отель на 100 номеров теряет порядка 4,6 млн. рублей. Таким образом RevPAR нам показал, что стратегия повышения загрузки в ущерб стоимости проживания привела в этом месяце к потери выручки по номерному фонду в размере 4,6 млн. рублей.
Что часто упускают из вида отельеры
Кроме метрик, основанных на выручке, в Департаменте номеров существует и ряд показателей, базирующихся на расходах. Они не так популярны, поскольку их невозможно вычислить с помощью PMS-системы отеля. Однако все эти метрики тоже очень информативны и важны.
К примеру, показатель комплектации номеров на гостя – он позволяет понять, каковы расходы отеля на одного гостя, проживающего в отеле. Это одна из ключевых метрик Housekeeping, поскольку дает четкое представление себестоимости «гостевого набора». Показатель рассчитывается следующим образом: расходы на комплектацию номеров делятся на количество гостей.
Не менее важны и расходы отеля на прачечную, комиссию турагентствам и бронирование номеров. Но, как указано выше, рассчитать их не так просто. Проблему решает автоматизация управленческого учета в отеле.
Как это работает
Программа Hotel Operational Management Software (HOMS) позволяет автоматизировать расчет любых ключевых показателей эффективности. HOMS интегрирует все IT-системы гостиницы, умеет работать с большим объемом данных и автоматически вычисляет KPI. В частности, HOMS автоматически формирует отчет по Департаменту номеров, отражающий все аспекты его работы – от KPI, до выручки и прибыли.
Всё это в совокупности позволяет отельерам экономить время, избежать ошибок. А также своевременно принимать управленческие решения и максимизировать прибыль отеля.
Отель наизнанку
Все новости отельной индустрии